Зачем нужен штрих-код?
Современная система товарооборота включает в себя массу элементов: транспортировка, складирование, размещение для продажи и т.д. При выполнении всех этих мероприятий требуется анализировать большие объемы информации – вид продукта, его свойства, производитель, место изготовления. Естественно, проделать все это человеком «вручную» практически нереально.
Для автоматизации процессов учета единиц продукта и получения базовой информации о них используется система штрихового кодирования. Нанесенный на упаковку небольшой графический код заключает в себе до нескольких страниц информации, обрабатываемой специальными считывающими устройствами.
Штриховой код – это установленная последовательность черных и белых полос определенной ширины, представляющая информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. В зависимости от способов кодировки различают линейные и двухмерные штрих-коды.
Линейные штрих-коды позволяют считывать информацию в одном направлении, по горизонтали. Наиболее распространенные символики: EAN, UPC, Code128, Codabar. Они позволяют кодировать относительно небольшой объем информации – 20-30 символов (как правило – цифр).
Двухмерные символики – разработаны для кодирования большого объема информации (несколько страниц текста). Считывание такого кода производится в двух измерениях: по вертикали и по горизонтали.
Процесс кодирования достаточно сложен, и выполняется по правилам спецификации соответствующей символики. Осуществляется либо с использованием специальных компьютерных программ, осуществляющих кодирование информации в рисунок штрихового кода; либо используются встроенные программы принтера. Последние предпочтительнее, так как при построении рисунка учитывают особенности печатающего устройства.
В мировой практике наибольшее применение для маркировки товаров нашла система EAN. Товаропроизводитель наносит на упаковку штрих-код, разработанный для него с использованием данных о стране производителя, и содержащий код производителя. Код производителя индивидуален и присваивается региональным отделением организации EAN International. Вероятность появления двух различных товаров с одним кодом практически исключена. В Российской Федерации представителем данной организации является ЮНИСКАН.
Штрих-код наносится или при производстве упаковки типографским способом, или с помощью самоклеящихся этикеток.
Специальные сканеры штриховых кодов засвечивают изображение осветителем и считывают полученную картинку, которая, переводится в исходную информацию. Это обеспечивает автоматизацию учета товаропотоков с момента складирования производителем и до момента реализации. Таким образом, применение штрих-кодов значительно ускоряет процессы товарооборота и, соответственно, развитие всей экономики.